СМК и СМ СО

В государственном автономном учреждении социального обслуживания Свердловской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних  Ленинского района города Нижний Тагил» внедрены: система менеджмента социальной ответственности и система менеджмента качества.

Система менеджмента качества в организации (на предприятии): зачем она нужна?

Система менеджмента качества (СМК) – это составная часть общей системы управления организацией (предприятием), которая должна обеспечить стабильность качества продукции или услуг и повысить удовлетворенность потребителя. Методологически, СМК – это система бизнес-процессов, построенных на основе процессной модели менеджмента и направленных на управление качеством продукта или услуги организации.

Что такое качество? Современные специалисты по менеджменту рассматривают понятие качества в четырех аспектах, которые отражают эволюцию определения понятия качества с развитием не только технологий производства, но и науки по управлению. 
Еще полвека, назад цивилизованный мир считал продукт качественным, если он соответствует стандартам. С течением времени выяснилось, что этого недостаточно. Тогда к определению качества добавили, что продукт должен соответствовать потреблению, т.е. если продукт соответствует стандартам, но не нужен потребителю, то он не является качественным. Затем, в 80-х годах пришли к мнению, что продукт нельзя назвать качественным, если им нельзя пользоваться. Качество должно соответствовать применению. И, наконец, в наши дни качественным называют продукт, если он, ко всему перечисленному, соответствует ожидаемым потребностям потребителя. Товары и услуги производятся для удовлетворения нужд потребителей. Эти нужды и ожидания производителем должны быть сформулированы в четко определенных требованиях – спецификациях. Спецификации – составная часть технических условий. Так вот, если система управления организацией (предприятием) не отлажена в соответствии со стандартами СМК, то технические условия часто не могут обеспечить качество в современном его понимании.

Что СМК дает потребителю? Прежде всего, уверенность, что производитель нацелен на постоянное улучшение качества и удовлетворение его потребностей и ожиданий. Формальным подтверждением того, что в организации (на предприятии) действительно внедрена система менеджмента качества и она соответствует международным стандартам является сертификат на систему менеджмента, выданный независимым органом по сертификации.

Как работает система менеджмента качества в организации (на предприятии)?
Во-первых, описываются и постоянно корректируются процессы, их входы и выходы, риски, которые могут привести к сбоям в процессах, и другие элементы системы. При этом фокус при описании делается на функции, влияющие на желательные выходы процессов и, как следствие, удовлетворенность потребителя. Безусловно, необходимо анализировать и возможные нежелательные выходы процессов, и их влияние на конечный результат в системе. Во-вторых, в работу по улучшению системы менеджмента качества вовлекается весь персонал, каждый на своем уровне. В-третьих, разрабатывается понятная и прозрачная система управления, которая должна быть связана со стратегией развития организации (предприятия). В-четвертых, для улучшения качества менеджмента и продукции, все процессы постоянно совершенствуются. В-пятых, к решению задач, корректирующим действиям, внедрению улучшений применяют подход, основанный на фактах. В-шестых, происходит регулярная самооценка и внутренний аудит.

Как внедряется система менеджмента качества в организации (на предприятии)?

Внедрение СМК проходит поэтапно.

Что даст внедрение системы менеджмента качества в организации (на предприятии)?

- ресурсы организации (предприятия) сконцентрированы на удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей;

- происходит оптимизация в системе управления;

- получив сертификат по стандарту ISO 9001, у организации (у предприятия) больше шансов стать предпочтительным поставщиком;

- при правильном внедрении СМК растет конкурентоспособность на рынке.

Социальная ответственность в системе менеджмента

Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках.

Социальная ответственность отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений. Она реализуется в конкретных делах организации (предприятия), направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения.

Социальная ответственность организации (предприятия) явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях организации (предприятия). Если основная цель организации (предприятия) направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности.

Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала. Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым организация (предприятие) берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления организации (предприятия). Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями организации (предприятия). Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей организации (предприятия).

Взаимодействие социальной и юридической ответственности.

Процесс гармонизации общества и организации (предприятия) идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или организации (предприятия).

Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность. Возложение на себя социальной ответственности может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет ощущать.

На основе вышеизложенного можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность организации (предприятия), специалистов или руководителя:

- чувство долга;

- желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;

- получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов;

- избежание общественных порицаний и взысканий;

- повышение имиджа.

- государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних  Ленинского района города Нижний Тагил» (далее ГАУ «СРЦН Ленинского района города Нижний Тагил») является некоммерческой организацией и создано для предоставления услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области (государственных органов Свердловской области) в сфере социального обслуживания  населения.